В зале Магнитогорской картинной галереи мастер-класс живописи для незрячих давал член Союза художников России Борис Хохонов. Магнитка -третий город, ставший участником всероссийского арт-проекта "Живопись слепых", который стартовал при поддержке автономной некоммерческой организации повышения социальной и деловой активности "Белая трость" из Екатеринбурга. В нашем городе проект поддержали городское отделение некоммерческого партнёрства "Союз женщин-предпринимателей Челябинской области", Магнитогорское отделение всероссийского общества слепых, центр интернет-технологий "i1group". Зародившись в столице Урала, проект прошёл апробацию в Первоуральске. После Магнитогорска творческая мастерская развернётся в Нижнем Тагиле.
На мастер-классах слепые и слабовидящие люди создают полотна, наливая акриловые краски на специальный рифлёный холст. Какой образ из хаотичных цветовых пятен и клякс станет доминирующим, решает профессионал Борис Хохонов, завершая абстракцию несколькими мазками. В создании, вернее, "наливании" произведения могут участвовать все желающие, правда, для чистоты эксперимента, зрячим закрывают глаза повязкой.
На столе - бежевый холст, рядом - шесть пластиковых стаканчиков, на треть заполненных красками разных цветов. Борис Хохонов даёт последние наставления Владимиру Артёменкову:
- Прочувствуйте границы холста. Берите стаканчик и лейте. Можете разливать в движении.
Владимир просит назвать цвета. Нельзя, должен выбрать интуитивно. Со словами: "Чувствую, фиолетовая", - Владимир выбирает стаканчик и льёт на холст. На бежевом фоне расползается синее пятно. Следующая наливка перечеркивает синюю кляксу красной полосой. Разлив по холсту шесть стаканов, Артёменков уступает место второму участнику. На этот же холст льются все цвета радуги, в совокупности создавая хаотичную мазню. Перед нами разворачивается коллективное творчество, но внутреннюю сущность слепого творца, как считают устроители мастер-класса, способно выявить лишь индивидуальная работа двух человек, один из которых профессиональный художник. Заляпанное полотно убирают сушиться, кладя на стол второй холст.
"Наливателей" окружают журналисты, интересуясь ощущениями. Сорокалетний Владимир Артёменков, потерявший зрение в 16 лет, помнит разноцветье мира:
- Было время, занимался биоэнергетикой, развивал цветовые восприятия. "Считал" информацию - в одном из стаканчиков почувствовал фиолетовый цвет. Оказался синий. Понравилось? Честно сказать, не успел понять. Обычное механическое действие - разлил и всё. Хочу ли продолжить? Не уверен.
Другая участница коллективного творчеств Татьяна Шевкопляс надела на глаза светонепроницаемую маску. После творческого сеанса рассказала о себе:
- Я - инвалид по зрению, родилась слепой. В четыре года мне сделали операцию, с тех пор немного вижу. Окончила школу слепых в Троицке, поступила в культпросветучилище. После выпуска работала культорганизатором в Карабаше, затем десять лет в санатории для слепых "Солнечный берег". Теперь на пенсии. В картинную галерею нас привёл председатель Магнитогорского отделения всероссийского общества слепых Юрий Васильевич Мелехов после репетиции. На днях едем в Пермь на фестиваль художественной самодеятельности. Одно время я обучала незрячих рисовать, исходя из внутренних ощущений. Эта техника известна как живопись биополем. За рубежом устраивают конкурсы таких работ. Полотна, созданные слепыми людьми, продаются за большие деньги. Непременно проведу занятия живописью в обществе слепых.
Одна из зрячих добровольцев, сняв маску, пришла в неописуемый восторг. Женщина стремилась, по её словам, передать в работе настроение дня - ощущение праздника от солнечного неба октября. На холсте творческая задумка "вылилась" в белую полосу с синими пятнами. "И такая пошла энергия, такие мурашки по телу!" - восторгалась дама, глядя в объектив телекамеры.
Вспомнив о журналистском способе погружения в ситуацию - проверено на себе - надела маску и тоже взялась за стаканчик. То ли состояние души было неподходящим, то ли сквозь маску просвечивал холст и следы от краски, но полёта души не испытала.
Идея проекта, как говорится в буклете, появилась у художника в процессе работы с плоскими срезами полудрагоценных камней. "Возникло желание вернуться к исходной точке и повторить подвиг первого художника на планете. Первым делом надо было смоделировать природный процесс возникновения случайных картин. Бралась акриловая краска, определённой густоты и консистенции, не думая, разливалась по холсту. Самое сложное в этом процессе оказалось - не думать".
- Почему слепые? У слепых лучше получается, - считает Бориса Хохонов. - Это моё наблюдение. У них чувства обострены и бывает обалденное попадание. Самое главное, какой образ "вылезет" из высохших картин. Проект только начинаем. Работы войдут в экспозицию, которая поедет по России и не только. В Екатеринбурге мы провели конкурс, в котором участвовало восемь слепых. Они "наливали" работы, а восемь молодых художников доделывали. Одна творческая пара получила денежный приз. Участвовать в конкурсе изъявили желание двое слепых из Германии.
- Это чистая импровизация, спонтанная живопись, - делится впечатлениями главный хранитель картинной галереи Марина Абрамова. - Но главное начнётся, когда художник несколькими штрихами из линий и пятен выявит скрытый образ. Это напоминает метод работы американского художника Джексона Поллока. Его бессюжетная живопись несла мощный положительный заряд энергии.
Работы Поллока относят к абстрактному экспрессионизму. В конце 40-х годов прошлого века он изобрёл новую технику. Работал на холстах огромного размера, расстилая их на полу и разбрызгивая краску кистью или шваброй. Впоследствии такую технику стали называть капанием или разбрызгиванием, хотя сам художник предпочитал термин льющаяся техника.
Мастер-классы Бориса Хохонова называются "Наливайка". Что же касается людей с ограниченными возможностями, то метод лечения искусством - арт- или изотерапия, известен с 1938 года. Сейчас он успешно применяется в коррекционных школах. "Слепое" творчество позволяет экспериментировать с чувствами, даёт возможность самовыражения с помощью различных видов искусств. Дети в таких школах рисуют, занимаются скульптурой.
Иными словами, метод давно и хорошо известен, радует то, что галерея, пригласив художника, позволила людям с ограниченными возможностями проявить себя в одном из видов искусства.
Проект/В Магнитогорской картинной галерее незрячие стали авторами абстрактных картин.
"Наливайка" или архаичная живопись
Ирина Коротких
В зале Магнитогорской картинной галереи мастер-класс живописи для незрячих давал член Союза художников России Борис Хохонов. Магнитка -третий город, ставший участником всероссийского арт-проекта "Живопись слепых", который стартовал при поддержке автономной некоммерческой организации повышения социальной и деловой активности "Белая трость" из Екатеринбурга. В нашем городе проект поддержали городское отделение некоммерческого партнёрства "Союз женщин-предпринимателей Челябинской области", Магнитогорское отделение всероссийского общества слепых, центр интернет-технологий "i1group". Зародившись в столице Урала, проект прошёл апробацию в Первоуральске. После Магнитогорска творческая мастерская развернётся в Нижнем Тагиле.
На мастер-классах слепые и слабовидящие люди создают полотна, наливая акриловые краски на специальный рифлёный холст. Какой образ из хаотичных цветовых пятен и клякс станет доминирующим, решает профессионал Борис Хохонов, завершая абстракцию несколькими мазками. В создании, вернее, "наливании" произведения могут участвовать все желающие, правда, для чистоты эксперимента, зрячим закрывают глаза повязкой.
На столе - бежевый холст, рядом - шесть пластиковых стаканчиков, на треть заполненных красками разных цветов. Борис Хохонов даёт последние наставления Владимиру Артёменкову:
- Прочувствуйте границы холста. Берите стаканчик и лейте. Можете разливать в движении.
Владимир просит назвать цвета. Нельзя, должен выбрать интуитивно. Со словами: "Чувствую, фиолетовая", - Владимир выбирает стаканчик и льёт на холст. На бежевом фоне расползается синее пятно. Следующая наливка перечеркивает синюю кляксу красной полосой. Разлив по холсту шесть стаканов, Артёменков уступает место второму участнику. На этот же холст льются все цвета радуги, в совокупности создавая хаотичную мазню. Перед нами разворачивается коллективное творчество, но внутреннюю сущность слепого творца, как считают устроители мастер-класса, способно выявить лишь индивидуальная работа двух человек, один из которых профессиональный художник. Заляпанное полотно убирают сушиться, кладя на стол второй холст.
"Наливателей" окружают журналисты, интересуясь ощущениями. Сорокалетний Владимир Артёменков, потерявший зрение в 16 лет, помнит разноцветье мира:
- Было время, занимался биоэнергетикой, развивал цветовые восприятия. "Считал" информацию - в одном из стаканчиков почувствовал фиолетовый цвет. Оказался синий. Понравилось? Честно сказать, не успел понять. Обычное механическое действие - разлил и всё. Хочу ли продолжить? Не уверен.
Другая участница коллективного творчеств Татьяна Шевкопляс надела на глаза светонепроницаемую маску. После творческого сеанса рассказала о себе:
- Я - инвалид по зрению, родилась слепой. В четыре года мне сделали операцию, с тех пор немного вижу. Окончила школу слепых в Троицке, поступила в культпросветучилище. После выпуска работала культорганизатором в Карабаше, затем десять лет в санатории для слепых "Солнечный берег". Теперь на пенсии. В картинную галерею нас привёл председатель Магнитогорского отделения всероссийского общества слепых Юрий Васильевич Мелехов после репетиции. На днях едем в Пермь на фестиваль художественной самодеятельности. Одно время я обучала незрячих рисовать, исходя из внутренних ощущений. Эта техника известна как живопись биополем. За рубежом устраивают конкурсы таких работ. Полотна, созданные слепыми людьми, продаются за большие деньги. Непременно проведу занятия живописью в обществе слепых.
Одна из зрячих добровольцев, сняв маску, пришла в неописуемый восторг. Женщина стремилась, по её словам, передать в работе настроение дня - ощущение праздника от солнечного неба октября. На холсте творческая задумка "вылилась" в белую полосу с синими пятнами. "И такая пошла энергия, такие мурашки по телу!" - восторгалась дама, глядя в объектив телекамеры.
Вспомнив о журналистском способе погружения в ситуацию - проверено на себе - надела маску и тоже взялась за стаканчик. То ли состояние души было неподходящим, то ли сквозь маску просвечивал холст и следы от краски, но полёта души не испытала.
Идея проекта, как говорится в буклете, появилась у художника в процессе работы с плоскими срезами полудрагоценных камней. "Возникло желание вернуться к исходной точке и повторить подвиг первого художника на планете. Первым делом надо было смоделировать природный процесс возникновения случайных картин. Бралась акриловая краска, определённой густоты и консистенции, не думая, разливалась по холсту. Самое сложное в этом процессе оказалось - не думать".
- Почему слепые? У слепых лучше получается, - считает Бориса Хохонов. - Это моё наблюдение. У них чувства обострены и бывает обалденное попадание. Самое главное, какой образ "вылезет" из высохших картин. Проект только начинаем. Работы войдут в экспозицию, которая поедет по России и не только. В Екатеринбурге мы провели конкурс, в котором участвовало восемь слепых. Они "наливали" работы, а восемь молодых художников доделывали. Одна творческая пара получила денежный приз. Участвовать в конкурсе изъявили желание двое слепых из Германии.
- Это чистая импровизация, спонтанная живопись, - делится впечатлениями главный хранитель картинной галереи Марина Абрамова. - Но главное начнётся, когда художник несколькими штрихами из линий и пятен выявит скрытый образ. Это напоминает метод работы американского художника Джексона Поллока. Его бессюжетная живопись несла мощный положительный заряд энергии.
Работы Поллока относят к абстрактному экспрессионизму. В конце 40-х годов прошлого века он изобрёл новую технику. Работал на холстах огромного размера, расстилая их на полу и разбрызгивая краску кистью или шваброй. Впоследствии такую технику стали называть капанием или разбрызгиванием, хотя сам художник предпочитал термин льющаяся техника.
Мастер-классы Бориса Хохонова называются "Наливайка". Что же касается людей с ограниченными возможностями, то метод лечения искусством - арт- или изотерапия, известен с 1938 года. Сейчас он успешно применяется в коррекционных школах. "Слепое" творчество позволяет экспериментировать с чувствами, даёт возможность самовыражения с помощью различных видов искусств. Дети в таких школах рисуют, занимаются скульптурой.
Иными словами, метод давно и хорошо известен, радует то, что галерея, пригласив художника, позволила людям с ограниченными возможностями проявить себя в одном из видов искусства.
Количество просмотров: 3344.