Общественное движение "Я - женщина" пришло к решению организовать планомерную благотворительную работу для самой незащищенной части населения - детей. Об этом интервью с председателем движения Марией Москвиной.
-Мария Робертовна, насколько помню, в общественном движении "Я - женщина" с первых дней практикуются разные формы благотворительности - организация детских праздников, привлечение спонсорской помощи.
- Да, мы участвовали в акциях по отправке гуманитарной помощи солдатам-срочникам в Чечне, устраивали праздники с подарками для воспитанников детских социальных учреждений, собирали средства на строительство прихода святого Николая. Обращались для этого на предприятия и в учреждения, к частным лицам, бизнесу - у общественного движения и фонда хорошая репутация.
- Вероятно, вы уже предполагаете, с чем столкнетесь и в чем принципиальные отличия прежней благотворительной работы от предстоящей?
- До сих пор это были небольшие масштабы. А ведь за помощью обращаются, когда плата за лечение вырастает до неподъемных для рядового человека цифр - сотен тысяч, миллиона рублей. Притом деньги часто нужны срочно. Вспомните Антона Хрипкова, упавшего с качелей: весь город несколько месяцев собирал деньги на его лечение. И еще - проверить правдивость и обоснованность обращений, подлинность документов, что под силу только специалисту, найти "эргономичную" схему действий всех участников акции. В общем, нужна организация, для которой благотворительность - главная задача.
- Не боитесь упреков, что дублируете частную инициативу? У любого на памяти опыт сбора денег "по-домашнему": по подписному листу или лично в руки.
- Да, есть такие старые добрые способы. Но как быть уверенным, что все деньги попадут по назначению? Будь у "сборщика" самая безупречная репутация, он все равно не защищен от подозрений, что к рукам прилипло. Это расхолаживает участников сбора средств. Когда отдаешь деньги на доброе дело, надо, чтобы было, с кого спросить.
- В городе уже существует благотворительный фонд "Металлург". Не будете ли вы дублировать его функции?
- У "Металлурга" много направлений деятельности, притом это работа плановая. Новый фонд должен сосредоточиться на помощи детям и создать такие схемы спонсирования, чтобы быстро отзываться на неотложные случаи.
- Металлурги участвовали в голосовании на внутреннем сайте предприятия, а в нескольких цехах проведено еще и анкетирование. Вы были готовы к откровенным комментариям в анкетах?
- Конечно. Чем откровеннее ответы, тем точнее наши представления, о том, что надо сделать. Очень благодарны людям, принявшим участие в голосовании на внутреннем сайте ММК: "Стали бы вы перечислять деньги на специальный расчетный счет?" Откликнулись около тысячи трехсот работников. Сомневающихся чуть больше, чем готовых к благотворительности, - сорок три к сорока процентам. Но и те и другие - потенциал спонсорства. Колеблющимся проще сделать выбор, если появится конкретная информация о больном ребенке. Мы благодарны и за комментарии в анкетах.
- Не настораживает показатель шестнадцать-семнадцать процентов, которые заранее наотрез отказываются участвовать в помощи?
- Нужно быть готовым и к настороженному отношению части общества - хотя бы для того, чтобы представлять, от каких ошибок беречься и как защитить репутацию дела. Основные мотивы не принимающих благотворительность: "все вы врете", "все вы воры", "лучше вместо конкурсов отдайте деньги детям".
- Наверное, в вопросах благотворительности субъективность неизбежна?
- Да, но часто только из-за слабой информированности. Директор благотворительного фонда помощи детям-сиротам "Здесь и сейчас" Татьяна Тульчинская так развенчивает мифы, сложившиеся вокруг идеи благотворительности. "Помогать должны те, у кого своих денег много". Но помочь можно не только деньгами. Да и помогает всегда тот, кто может сейчас, и тому, кто сейчас в этом нуждается. "Настоящая благотворительность должна быть анонимной". Не стоит путать славу и ответственность. Ответственность безымянной не бывает. И уж если фонд подписывается под акцией - он за нее отвечает своей репутацией. "Помогать надо напрямую, не через фонды и организации". А как без специалиста не спутать больного с симулянтом, настоящие документы -
с подделкой, организовать дополнительную помощь, о которой зачастую не просят прямо, - например, психологическую поддержку родственникам больного ребенка? "Благотворительность существует потому, что государство не справляется со своими прямыми обязанностями". Пусть так. Но даже при самом благоприятном раскладе государство - не человек, эмоций не проявляет, а тому, кто нуждается в помощи, требуется в первую очередь участие. "Благотворительность воспитывает потребительство". Ну так оказывайте ее грамотно, не плодите потребителей, проверяйте целевое расходование средств - вам только спасибо скажут.
Позиция Татьяны Тульчинской - это уже выстраданное. И я рада, что есть люди, которые задаются теми же вопросами и не боятся их.
- А самому фонду не понадобится благотворительная помощь?
- Еще как понадобится. Фонду нужен сайт, без него не будет широкого информационного охвата, полноценной обратной связи, своевременной отчетности, общения участников благотворительных программ, обмена опытом. К сожалению, это - дорогое удовольствие, а мы не можем себе позволить тратить на него большие средства, помня, для чего они предназначены. Конечно, бесплатно эту работу никто выполнять не станет. Но, может, веб-дизайнеры возьмутся за это на льготных условиях? Это тоже вклад в благотворительность.
- Какие вопросы вызывают сложности?
- Хочется свести к минимуму временные затраты на участие в спонсорстве. Прежде всего, при перечислении средств. Допустим, организуем их прием в банке. Но и тут масса вопросов. Через банкоматы, терминалы, интернет-банкинг? Одни способы не позволяют вернуть деньги, если человек передумал, другие предусматривают большую плату за услугу, третьи - сложны и не всем доступны. Изучали опыт благотворителей в стране. Перечисление денег через sms-связь, как у Первого канала в его акциях "Добро", вряд ли возможно: постоянного канала нет, операторы оставляют себе большой процент, да и телефонное мошенничество поубавило доверия к sms. Возникают сложности, даже если перечислить средства с указанием, например, "для лечения такого-то". Но называя конкретного человека, люди хотят, чтобы средства не распылялись на мелочи, и не против их переадресации на лечение другого больного с тем же диагнозом, если для адресата деньги уже собраны. А законодательной базы для такого перенаправления средств нет.
- Еще один болезненный вопрос - о содержании самого фонда.
- Действительно, сложный вопрос. Закон позволяет тратить на это до двадцати процентов средств, и, думаю, цифра взята не с потолка, а отражает неизбежные расходы. Хочется, чтобы пожертвования предельно соответствовали назначению. Но если возможно привлечь к работе фонда волонтеров, то как оставить без зарплаты того, для кого это единственная работа? Как вести без денег документооборот, на который нужна техника, бумага, электричество? Как оплачивать аренду помещения? Другое дело, что можно минимизировать эти расходы. Фонду "Подари жизнь" Чулпан Хаматовой и Дины Корзун удается удерживать эту цифру ниже десяти процентов, но у них давний опыт, столичные возможности.
- Понимаю, что вы с командой разрешили еще не все свои сомнения. Но поставили вопросы - значит, ищете способ разумной организации дела. Удачи!
- Спасибо. Не хочется начинать с ошибок. Сейчас, когда на каждом шагу сталкиваемся с новыми для себя вопросами, еще большее уважение вызывает действие благотворительных программ и фондов: глядя на них, понимаю, что алгоритмы благотворительности уже созданы, нужно только их осваивать.