4 декабря Владимир Путин в ходе совещания в Государственном ракетном центре имени академика В.П.Макеева в Челябинской области, затронул вопрос импортозамещения. По мнению Президента России, по данной теме "мы говорим очень много и в последнее время часто, потому что это выгоднее для страны и создает новые рабочие места".
Эксперты центра мониторинга и анализа СМИ "Смимонитор" проанализировали, как тема импортозамещения отражается в информационной повестке на самом деле.
Пик наибольшего интереса, как со стороны пользователей интернета, так и со стороны СМИ, приходится на сентябрь 2015 года. В центральных изданиях было опубликовано 2,5 тысячи материалов на данную тему, а в поисковиках было почти 60 тысяч запросов.
С тех пор интерес к теме импортозамещения постепенно снижается. Если сравнивать данные за 2016 год с прошлым годом, то количество упоминаний в СМИ снизилось на 43%. Причем видна тенденция на увеличение разрыва - если сравнивать последние месяцы, то разница будет составлять уже больше, чем в 2 раза.
Чаще всего в контексте импортозамещения упоминается деятельность госкорпораций или компаний с значительным участием государства, таких как Газпром, Ростех, РЖД, Роснано, Роснефть, Сбербанк и Росатом. Можно выделить несколько коммерческих компаний, которые были заметны в информационной повестке наравне с данным списком. В 2016 году это был Магнитогорский металлургический комбинат - один из крупнейших металлургических комбинатов в СНГ.
Также за прошедший год произошли изменения в упоминании государственных органов. В 2015 году Государственная Дума и Совет Федерации, благодаря принятым законопроектам в данной сфере, упоминались наравне с профильными министерствами промышленности и сельского хозяйства. В этом году их информационная активность в вопросе импортозамещения заметно снизилась по сравнению с исполнительной властью.
Одной из наиболее активных подтем стало импортозамещение в фарм-отрасли. Напомним, что по оценке правительства, по жизненно необходимым лекарственным препаратам доля российской продукции составляет больше 70%, при этом стоит задача доведения этого сегмента до 90% к 2018 году. Эта тема вызвала значительный отклик, в частности в СМИ часто встречались негативные материалы, с оценками экспертов о том, что ограничения конкуренции со стороны иностранных производителей могут спровоцировать рост цен на препараты и снижение их качества.
"Системное освещение темы и рассказ об успешных кейсах необходимы для качественной реализации программы импортозамещения. Сейчас, спустя 2 года после активизации государственной политики в этом направлении, как раз наступает время, когда уже должны появится первые результаты от принятых решений. По-хорошему стоило бы проанализировать и отрефлексировать, в том числе с помощью информационной среды, что было сделано удачно, а что нет, где импортозамещение удается, а где нет", - считает Ольга Филиппенко, директор центра мониторинга и анализа СМИ "Смимонитор"
Напомним, что согласно опросу Левада-центр, проведенном летом 2016 года, 74% жителей России полагают, что в ближайшие годы возможно добиться импортозамещения в плане обеспечения продуктами питания. Еще 18% думают, что добиться импортозамещения удастся частично.
Справка:
Мониторинговая компания "Смимонитор" с сентября 2016 года запустила мониторинг СМИ по теме: "Импортозамещение. Курс на позитив", задачей которого является выявление динамики сообщений в СМИ, отражающих события в области импортозамещения, их тональность, а также распределение по типам и категориям в СМИ.
Количество просмотров: 3237.