Наша встреча с Татьяной Таяновой и Павлом Павловым задумывалась как интервью о социальных проектах, реализуемых мультиплексом Jazz Сinema. А получился рассказ о людях, которые в них участвуют. Оказалось, что невозможно представить проект отдельно, ведь они не только его создатели, участники, а его живая, единая и неделимая составляющая.
Мы не стали разделять интервью на героев, и даже заданные вопросы показались лишними, поэтому это почти монолог, точнее отдельные его фрагменты, о кино, искусстве, опере и людях, которые нам дарят эту сказку
- Мы обратились к Виталию Старкову с просьбой помочь организовать клуб для ценителей другого, "не попкорнового" кино, он с готовностью откликнулся и в ноябре 2011 года киноклуб P.S. начал жить. Кинотеатр пошел навстречу проекту в плане стоимости билетов, ведь среди нашей аудитории много школьников и студентов, не способных платить огромные деньги за билеты. Нам подарили возможность не просто смотреть фильмы на базе современного кинотеатра на большом экране, но самое главное, возможность смотреть картины таких компаний как "Другое кино" или "Кино без границ", то есть те фильмы, которые массовыми никак не назовешь, а тем более кассовыми и коммерческими. Киноленты привозят в город всего на неделю и, наверное, я могу с точностью утверждать, что их привозят под нас, чтобы молодежь города росла и развивалась вместе с современным кино.
- В современном кино очень много интересных действующих лиц, так их назовем - режиссеров, актеров, сценаристов. В частности этой осенью у нас будут показы Ханеке фильм "Любовь", будут показы таких долгожданных российских проектов как фильм Романа Прыгунова "ДУХLESS", новый фильм Ренаты Литвиновой "Последняя сказка Риты", недавно смотрели "Орду" Андрея Прошкина. Их всегда очень ждут, у некоторых участников клуба в голове замыслы о каком-то абонементе, чтобы можно было сразу на год купить себе место и потом не переживать, что кто-то другой его займет. На полные залы мы вышли еще зимой. Единственное, что пока не удается, так это оставить на обсуждение всех, кто посмотрел фильм. Хотя, возможно, это и не нужно. Я думаю, формат общения - это не для всех. Остаются те, кто в этом нуждается, и там уже выступления, дискуссии, такие уже почти лекторского уровня, красивые слова, философские мысли.
- К нам ходят очень разные люди. Вообще в нашем городе много киноманов. Если говорить о возрасте, то, конечно, преобладает молодежь, прежде всего студенчество, мне кажется, у них и досуга на это больше, чем у людей работающих. Однако, в основном к нам приходят люди от 16 до 70+. Если первоначально мы рассчитывали больше на своих знакомых, студентов бывших и настоящих, то стараниями руководства кинотеатра к нам практически сразу добавилась постоянная аудитория Jazz Сinema.
- Наше правило, об этом Виталий Старков говорил на открытии киноклуба, а мы это подтверждаем со стопроцентной уверенностью, это - кино без попкорна. Причем это не объявляется, люди сами как-то понимают, эстетика киноклуба, особая атмосфера не позволяют себя вести по-другому.
- Я сама себе задаю вопрос "А на сколько мы массовый проект?" Так ли нам необходимо привлечь как можно больше людей? Наверное, нет, это проект для ценителей и истинных фанатов кино. С другой стороны, не хочется делать междусобойчик. В городе много знатоков кино, вот их мы с удовольствие ждем в киноклубе.
- Все-таки мы живем в современном обществе, поэтому изначально была идея, что проект должен жить не только в кинозале, но еще и в сети. Именно там пытаемся развивать и продвигать в городе жанр кино-рецензии. После каждого просмотра появляется порядка 7-10 текстов. Ребята не только смотрят кино, но учатся критически оценивать, осмысливать, и, таким образом, вырастают из рамок потребителей.
- Думаю, что человек, взявшийся за такой проект, я сейчас говорю и о Виталии Старкове, и о себе, и о Павле, должен обладать определенно легкой сумасшедшинкой, безумием идеалиста, который верит во что-то эфемерное по нынешним временам, потому не всегда приносит деньги. Верит в искусство, культуру, людей. Современный мир постепенно теряет единение, мы расходимся по политическим убеждениям, религиозным, мы автомизируемся. А проект пытается объединить на основе вечного - искусства, как говорили древние "искусство вечно, жизнь конечна". Слоган проекта - "искусство видеть, повод говорить". А само название Post Scriptum означает, что у фильма всегда должно быть послевкусие. Когда ты не в уединенности собственного футляра размышляешь о нем, а в полемике с кем-то, желательно незнакомым, чтобы расширять свой круг и самому расширяться за счет других мнений, суждений, жизненного опыта. Потрясающе интересно именно пост общение, все-таки удивительные люди приходят в клуб.
- Мы всегда смотрим только премьеры. Раньше у нас в городе вообще ничего подобного не было, мы специально ездили в Москву для того, чтобы посмотреть эти фильмы. Сейчас репертуар столичный и магнитогорский практически одинаков. Понимаете, вот это отношение кинопрокатчика к своим зрителям. Можно просто зарабатывать деньги, а можно создавать атмосферу.
- Возможно, киноклуб стал неким спусковым крючком для нового социального проекта Jazz Сinema "Вива опера!". Хотя, когда я впервые об этом услышала, снова пронеслась мысль про сумасшедшинку идеалиста. Вообще проект "Вива опера!", наверное, еще более коммерчески утопический, чем киноклуб, с его арт-хаусом.
- Для меня этот проект прежде всего пиршество для глаз и слуха. Компьютерная графика меркнет в сравнении с тем, что создано человеческими руками, интеллектом, творчеством. Это настоящее удовольствие для тех, кто любит живое творчество, не испорченное нашей техногенной цивилизацией. Я готова долго аплодировать тем, кто придумал это. Ведь мы можем увидеть мельчайшие детали, все нюансы работы художника, дизайнера, декоратора. Что касается звука, то он настолько хорошо отлажен в кинотеатре, что погружение в музыку полное, и ощущение, что находишься в зале театра. А так как многим из нас в ближайшее время не грозит одновременно побывать на спектаклях в Вене, Милане, Лондоне или Сиднее, да и билеты там безумно дорогие, в отличие от кино-оперы, то этот проект просто уникальная возможность. В эту атмосферу стоит окунуться, и пусть это немножко виртуальное путешествие, но это действительно путешествие в эпицентр мировой культуры.
- Именно киноэкран дает возможность рассмотреть все как через увеличительное стекло. Приблизить лицо оперного актера в момент потрясающе напряженной работы. Когда он работает не только мимикой, пластикой, но всем телом, буквально разрываясь в звуке. Это настоящая возведенная в квадрат или даже куб человеческая эмоция, энергия, яркость и конечно талант, потому что в этих спектаклях не принимают участия не звезды - Анна Нетребко, Плачидо Доминго, Анджела Георгиу, Роландо Вильясон, Дмитрий Хворостовский. Наслаждаешься этим великолепием - как они работают, пластически совершенно представляют свой образ. После такого уже смотришь на игру некоторых голливудских актеров… и думаешь… Боже! (смеется).
- Интересно смотреть на оперу в 3D. Ощущение, будто открыл какую-то волшебную музыкальную табакерку и как ребенок погрузился в сказку.
- Как здорово, что наши бизнесмены, готовые идти на такие вот авантюры. Здорово, что на первом месте не деньги, а мы - зрители. Это не просто подход к бизнесу, скорее жизненная позиция. Слава Богу, что в нашем городе есть культурные волонтеры, их, кстати, не так уж и мало. Кто-то делает это в кино, кто-то в театре, в живописи. Не то чтобы мы думаем мир поменять, просто хочется делать доброе дело для тех людей, которые испытывают культурный голод. Парадокс в том, что чем больше мы потребляем, тем более духовно голодаем. А общество достигло, наверное, пика цивилизованного потребления, уже фильмы про духлесс становятся кассовыми, антидуховность или постдуховность становится чуть ли не трендом, знаком нынешнего дня.
Татьяна Таянова. Искусствовед, критик, кандидат филологических наук, организатор и ведущая киноклуба "P.S.". Заведующая лабораторией научных исследований в области информационных и коммуникативных технологий лицея при МаГУ. Победитель всероссийского конкурса среди журналистов на лучшую статью об опере в кино.
Количество просмотров: 3493.