В целях привлечения внимания населения к основным факторам риска в дорожном движении и их профилактике Госавтоинспекция МВД России при поддержке экспертного центра "Движение без опасности" в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" с 30 сентября по 06 октября 2019 года на территории Челябинской области проводит социальную кампанию "ОДНОЗНАЧНО".
Тема кампании была выбрана вследствие структурированного анализа статистики и характера совершаемых дорожно-транспортных правонарушений. В 2018 году из-за "несоответствия скорости конкретным условиям" произошло 10 035 дорожно-транспортных происшествий. В них пострадало 13 833 человека, а для 1 368 - ДТП стали смертельными. Исследования показывают - водители забыли, что дорожные знаки называются "Ограничение максимальной скорости".
Целью Кампании является предупреждение причин возникновения ДТП и снижение тяжести их последствий, привлечение внимания населения к основным факторам риска в дорожном движении и их профилактике, повышение уровня правосознания граждан и законопослушного поведения на дорогах.
Решению проблем понимания дорожных знаков и посвящена социальная кампания "Однозначно". Она сконцентрирована на проблематике нарушений скоростного режима, опасности не штрафуемого превышения, которое представляет угрозу здоровью и жизни граждан. Кампания создаст культуру поведения всех категорий участников дорожного движения, и в частности водителей, которые не считают нарушение скоростного режима на 5-19 км/ч опасным. Кампания станет инструментом, формирующим однозначную трактовку дорожных знаков "Ограничение максимальной скорости".
Понимай знаки однозначно!
Кампания призвана создать культуру поведения всех категорий участников дорожного движения, и в частности водителей, которые не считают нарушение скоростного режима на 5-19 км/ч опасным. Идеи и призывы кампании, а также социальные ролики будут публиковаться в средствах массовой информации и социальных сетях.
Скорость транспортного средства, правильность выбора водителем скоростного режима в зависимости от окружающих условий и контроль его соблюдения, остаются одним из самых насущных вопросов в обеспечении безопасности дорожного движения на протяжении всей современной истории развития системы дорожного движения.
Тема соблюдения скоростного режима уже довольно долго и упорно обсуждается на всех мероприятиях, посвященных безопасности дорожного движения. На заседании Госсовета по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения, состоявшемся под председательством президента России в 2019 году, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко предложил увеличить максимальный срок лишения прав за превышение скорости более чем на 60 км/ч с полугода до года. На том же заседании был озвучен тезис, что гибель в ДТП является восьмой по значимости среди причин смертности россиян всех возрастов, и, соответственно, наносит колоссальный ущерб социальной, демографической и экономической сферам.
Тем временем, Всемирная организация здравоохранения назвала превышение установленного ограничения и выбор скорости без учета условий движения одним из пяти ключевых факторов риска, наиболее существенно влияющих на вероятность попадания в аварию, наряду с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, неиспользованием мотошлемов, детских удерживающих устройств, ремней безопасности.
Увеличение скорости движения влечет за собой рост количества и тяжести травм, полученных в результате ДТП. Существует однозначная зависимость между скоростью транспортного средства и тяжестью ДТП, которая основана на законах физики. Кинетическая энергия движущегося транспортного средства зависит от его массы и квадрата его скорости. При столкновении кинетическая энергия рассеивается за счет трения, выделения тепла и деформации корпуса. В целом, чем больше кинетическая энергии, рассеиваемая при столкновении, тем больше вероятность травм пассажиров транспортного средства. Поскольку кинетическая энергия определяется квадратом скорости транспортного средства, а не просто скоростью, вероятность и серьезность травм при аварии с увеличением скорости транспортного средства экспоненциально возрастает . Например, для тех, кто находится на передних сиденьях и пользуется ремнями безопасности, вероятность получения серьезных травм возрастает в три раза при скорости 48 км/ч и в четыре раза при скорости 64 км/ч в сравнении с риском при скорости 32 км/ч. При скорости движения в момент столкновения 80 км/ч вероятность смертельного исхода для тех, кто находится на переднем сиденье, возрастает в 20 раз по сравнению со скоростью 32 км/ч.
То есть для наибольшей безопасности важно, чтобы все участники дорожного движения не только не превышали скоростной режим, но и двигались примерно с одной скоростью, не создавая конфликтных ситуаций!
Важно понимать, что среднее время реакции водителя на внештатную ситуацию составляет примерно одну секунду. Но при увеличении скорости движения увеличивается и пройденное автомобилем за секунду расстояние. Если при скорости в 50 км/ч он за это время проедет почти 14 метров, то при 80 км/ч - уже более 22 метров.
И только через эту секунду (а если есть отвлекающие факторы, то и позже) водитель начинает процесс торможения. При этом понятно, что чем выше скорость, тем длиннее будет тормозной путь. Подсчитано, что при увеличении скорости с 50 км/ч до 80 км/ч тормозной путь увеличивается в 2 раза. Соответственно избежать столкновения становится намного тяжелее.
Помимо прочего существует эффект туннельного зрения водителя, когда на высокой скорости угол обзора у водителя значительно меньше, а, значит, заметить опасность и среагировать на неё он сможет позднее, чем при невысокой скорости. Например, на скорости 40 км/ч угол обзора водителя равен 100 градусов; на скорости 130 км/ч угол обзора водителя равен 30 градусов и менее.
По мнению тренеров по вождению, двигаясь на повышенной скорости, водитель рискует дважды:
- уменьшается время для оценки ситуации и реагирования
- увеличивается остановочный путь.
В 2018 году в ДТП с несоответствием скорости конкретным условиям движения погибло 1 368 человек, в ДТП с превышением установленной скорости движения - 668 человек. В совокупности это 2 036 жизней, проблема соблюдения скоростного режима таким образом является одной из самых неотложных в сфере обеспечения БДД, тем более учитывая цель национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги": нулевая смертность в ДТП к 2030 г. и 4 погибших на 100 тыс. населения к 2024 г. (так называемый социальный риск).
Фактически, проблема соблюдения скоростного режима важна, как и для городов и населённых пунктов, так и для местностей вне населенных пунктов. Тяжесть последствий для пострадавших в ДТП выше вне населённых пунктов, что обусловлено бОльшими скоростями, а также сопутствующими нарушениями, в которые часто входит выезд на полосу встречного движения.
В мировой практике скорость в городах чаще всего ограничена 50 км/ч.:
- В Мадриде: ограничение скорости на городских улицах - 50 км/час. На городской магистрали, полностью отделенной от пешеходных потоков, разрешенная скорость составляет до 80 км/час.
- В Берлине: ограничение скорости составляет от 30 км/час до 50 км/час. Сделано это для снижения воздействия на окружающую среду. В исключительных случаях, вне жилой зоны, при отсутствии пешеходных тротуаров, после дополнительного обоснования, допустимая скорость может быть увеличена до 70 км/час - на практике таких участков очень мало. Скорость до 80 км/час может быть установлена на автобанах, то есть магистралях, не имеющих никаких пересечений с пешеходными потоками (ни тротуаров, ни переходов, ни жилых домов вокруг).
- В Париже: скорость ограничивается от 20 км/час до 50 км/час. Причем зоны 30 км/час расширяются, и охватывают уже значительные области в центре города. В основном же, в городской застройке ограничение составляет 50 км/час. На Кольцевой магистрали Парижа ограничение 80 км/час, но она не имеет пересечений с пешеходными потоками, в жилой зоне трассирована тоннелями, пересечения через нее выполнены мостами.
- В Лондоне: ограничение скорости на обычных улицах составляет 48 км/час. При этом в центре города, на значительной части улиц установлено ограничение в 20 миль/час, то есть порядка 32 км/час. В пригороде, в зоне малоэтажной застройки, допускается скорость в 64 км/час. На магистралях, не имеющих пересечений с пешеходными потоками допустимая скорость устанавливается до 96 км/час
Помимо безопасности водителей и пассажиров внутри транспортного средства остро стоит проблема безопасности пешеходов - наезды на пешеходов крайне травматичны, и по различным исследованиям риск гибели пешехода резко увеличивается уже при наезде на него со скорости 45 км/ч.
По данным ВОЗ вероятность выживания пешехода в ДТП из-за наезда транспортного средства, двигавшегося со скоростью 30 км/ч, составляет около 90 процентов. С ростом скорости риск вероятности гибели пешехода увеличивается по нелинейной зависимости. Так, при скорости наезда 50 км/ч риск получения смертельной травмы достигает 60 процентов, а при 60 км/ч и выше - гибель практически неизбежна.
При этом, по данным ГИБДД МВД РФ в 2018 г. 63% наездов произошло по вине водителей, 37% - по вине пешеходов. Т.е. обе стороны халатно относятся к безопасности пешеходов.
За 12 месяцев 2018 года произошло 48 814 наездов на пешеходов, в которых погибло 5 155 и получили ранения 45 666 человек. Более половины (68,4% или 3 525 чел.) участников таких ДТП погибло в темное время суток, при этом тяжесть последствий (17,0) в три раза выше аналогичного показателя в светлое время суток (5,4).
Каждый третий (38,6%) наезд на пешеходов совершался на пешеходных переходах. В 18 844 ДТП погибло 966 и ранено 18 910 человек.
На четверть увеличилось число погибших детей-пешеходов в темное время суток. В 1 833 указанных ДТП погибло 76 (+28,8%) и получили ранения 1858 подростков. Девять из десяти (86,8%) погибших детей-пешеходов были без световозвращающих элементов.
Соблюдайте ПДД! Однозначно понимайте знаки! Обозначьте себя и детей в пешеходном потоке при помощи световозвращающих знаков! Заботьтесь о себе и об окружающих!
Количество просмотров: 2738.