Его коллекция является одной из лучших собраний цветной графики в стране. Он обладатель произведений ста самых известных художников Японии. Часть работ собиратель привез в Магнитку. Экспозиция под названием "Укиё-э:", что означает искусство переменчивого мира, хотя сам Олег Малахов называет выставку картинками бренного мира. В залах картинной галереи 200 гравюр, точнее цветной ксилографии, одежда, доспехи, детали оружия - кадзуки.
Все предметы искусства и быта относятся к ХVIII началу ХХ веков. Тематика графических листов разнообразна: сюжеты исторических сражений, театральные представления, сценки из сельской жизни, портреты знаменитых красавиц и актеров театра Кабуки. Сам Олег Малахов говорит, что привез лишь часть работ, поскольку магнитогорская галерея не может разместить в своих залах все предметы его коллекции.
Открывая выставку, главный хранитель, искусствовед Марина Абрамова отметила, что искусство японских художников, в частности, графиков, повлияло не только на экспрессионистов, но и многие другие направления искусства. Клод Манне, Дега, Ван Гог были ошеломлены эстетикой цвета, чистотой рисунка. Однако в Японии своих художников не чтили. Гравюры впервые попали во Францию как упаковочный материал: в них был завернут драгоценный фарфор. Только после признания на чужбине японских графиков оценили и на родине. Именно с этого времени начинают складываться коллекции. Самое полное собрание японской графики - в музеях США.
Изготовление ксилографии очень трудоемкий процесс. В создании одного клише могло быть занято до десятка художников. Сначала тушью и тонким пером на рисовую бумагу наносили тонкий, четкий рисунок. Затем эскиз накладывали на доску, и резчик по контуру вырезал линии. Здесь свое разделение труда: один "режет" одежду, другой - лица. На доску наносили краску, под каждый цвет вырезая отдельное клише. Шесть цветов, значит, шесть досок. Уму непостижимо, что после столь кропотливой, ювелирной работы гравюру в грош не ставили, используя как оберточную бумагу.
Все объяснялось классовым расслоением. Цветная ксилография - искусство демократичное, для простых людей. В императорской Японии существовал четкий регламент: в указах было прописано, что должно носить, чем любоваться правящей элите и "черному" сословию. Народ развлекался по-своему: создал театр Кабуки, превозносил любимых актеров и скупал гравюры с изображениями своих кумиров. Портреты расходились огромными тиражами, как нынешние постеры или открытки с героями советского экрана. Этим и объяснялось утилитарное использование ксилографии во времена их создания.
Первоначально художники использовали натуральные материалы: рисовую бумагу, природные красители. Со временем, увлеклись яркими анилиновыми, нарушив тонкую цветовую гармонию.
- Почему Япония? - спрашиваю Олега Малахова.
- Это страна, где до сих пор соблюдают кодекс бусидо: жертвенность ради высших принципов и идеалов, - говорит Олег Петрович. - Япония - страна буддизма, религии, близкой мне по мировосприятию. Они живут не разумом, а сердцем. Это можно наблюдать во многих сюжетах гравюр. Вообще, коллекция графики у меня - одна из многих. Есть собрание японского фарфора, кости, дерева. Первые работы приобрел лет 15 назад. Заинтересовался происхождением, историей. Погружение в культурологическую среду приводит к тому, что одно приобретение "притягивает" остальные. Коллекционированием занимаюсь более 40 лет. Начинал с древнерусского искусства и живописи. 30 лет собираю предметы восточного искусства. Собирательство добавляет знаний. Здесь ошибка стоит больших денег. Приходится много читать, добывать крупицы знаний, изучать мир прошлых столетий.
Был ли собиратель в Японии?
- Не был и не собираюсь. Что я там увижу? Метро?
Технологическая гонка и процесс глобализации нивелируют нации, так пусть хотя бы в сознании коллекционера Япония останется самобытной страной, как, например, в графике Кобаяси Киётикавы "Сого прощается на переправе". По преданию, предводитель крестьянского восстания Сого, собрав жалобы крестьян, отправился в столицу к императору. Понимая, что не вернется, захотел попрощаться с родными. Но переправиться на другой берег не было возможности - лодки по приказу императора сковали цепью. Перевозчик Дзимбэй разрубил цепи и перевез предводителя. На графическом листе художник "остановил" трагическое мгновение: Сого кланяется перевозчику. Он понимает, что его ждет смерть, не минует эта участь и Дзимбэя. Через минуту предводитель повстанцев уйдет, а перевозчик бросится в ледяную воду, чтобы избежать страшной казни. После подавления бунта Сого был распят.
За изящными линиями рисунка скрываются жизненные драмы, но буддизм и в смерти находит прекрасные моменты. Без пояснений к работам ни за что не догадаешься, что изящный женский силуэт, обвитый белой лентой - трагический образ девушки - "Безумной Отио". Она лишилась разума, узнав о гибели любимого. Бродила по свету, перечитывая свитки его писем, пока они не превратились в клочья.
Названия отдельных работ - философские стихи в стиле танки - "Женщина смотрит на тень в лунном свете, отбрасываемую сосновой ветвью".
Триптихи требуют сосредоточенности и неспешности восприятия. Ксилография "Изготовление шелка" изобилует ювелирно выписанными фигурками. Лишь приглядевшись, понимаешь, что художник изобразил процесс производства шелка - от сбора коконов до выхода полотна.
Пока наши, россияне в революционных битвах положили не одну жизнь в поисках счастья для всех, японцы уже в ХVIII веке знали и воспели "Радости жизни". В графике Еситоси - это семья. Хотя устрашающие доспехи самураев доказывают: мудрый народ был очень воинственным. Железный шлем, латы из металла и кожи довершает черная маска - ну, вылитые фашисты. В соседней витрине знаменитые кимоно и шелковые пояса с золотыми рисунками драконов - оби.
Рассматривая серию работ "Дамы эпохи Аней", уловила аромат духов, обернулась и ойкнула от неожиданности. Живая японка в красно-белом кимоно с деревянным зонтиком в руках рассматривала портреты своих двойников. Такое вот натуралистичное погружение в искусство восточной страны устроили организаторы выставки: пригласили на открытие модельеров, показавших современные модели кимоно. Нежная мелодия национальной музыки, икебана из сухоцветов от салона "Орхидея" довершили атмосферу Страны Восходящего Солнца.
Количество просмотров: 3298.