В центре правовой информации "Библиотека Крашенинникова" прочли лекцию об электронных трудовых книжках.
Дополнительные стулья в зале свидетельствовали, что тема более чем актуальна: "Изменения в Трудовом кодексе: переход на электронные трудовые книжки". Доцент кафедры государственного муниципального управления и управления персоналом Института экономики и управления МГТУ имени Г. И. Носова Дмитрий Яковлев разъяснил законодательные положения, вступившие в силу 1 января 2020 года.
Трудовая книжка - важный документ, который отражает все этапы трудового пути и карьерного роста работника. Переход с бумажного аналога на электронный формат - процесс в масштабах общероссийской цифровой трансформации необходимый, но, как и все новшества, требует разъяснений. По словам разработчиков программы, цифровая летопись трудового стажа удобна для сотрудников, поскольку в любой момент позволяет узнать детали рабочей биографии. Получить сведения можно у последнего работодателя, в клиентской службе ПНФ и МФЦ, в личном кабинете на сайтах ПНФ и Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Электронный формат комфортен и для работодателей, "цифра" открывает новые возможности кадрового учёта, избавляя от целого ряда хлопот и обязанностей. Не нужно будет оформлять и заверять выписки из бумажных трудовых книжек, заполнять графы, соблюдая строгие сроки при расторжении трудовых договоров. "Цифровая" книжка минимизирует ошибки, недостоверные сведения, позволяя корректировать неточности без дополнительных записей типа "исправленному верить". Кроме того, у людей появляются новые возможности дистанционного трудоустройства. Не следует сбрасывать со счетов и снижение затрат на приобретение бумажных бланков. Людей предпенсионного возраста электронная книжка избавит от необходимости документально подтверждать места прежней работы, что позволит оформлять пенсии по данным лицевого счёта. Более того, разработчики говорят о высоком уровне безопасности информационных ресурсов в Пенсионном фонде РФ, мол, никакие сведения не пропадут и не исчезнут.
- Несмотря на то что наступивший год считается переходным периодом, начинать работу необходимо уже сейчас, поскольку новый отчёт в Пенсионный фонд требуется отправить не позднее 15 февраля 2020 года, - уточнил Дмитрий Яковлев. - Документ должен содержать сведения о трудовой деятельности работника, на основе которых и будут формироваться электронные трудовые книжки. Что касается популярности новшества, то, проведя опрос, убедился, что и молодёжь, и люди старшего поколения выбирают бумажный аналог. Думаю, общество пока не доверяет новациям. Замечу, переход на электронные трудовые книжки - процедура добровольная. Бумажные аналоги сохраняются по желанию работников.
Исключением станут те, чья трудовая деятельность начнётся в 2021 году. Их трудовая биография будет зафиксирована только в цифровом формате. Работающим гражданам до 31 декабря 2020 года необходимо подать заявление, в котором следует указать формат ведения трудовой книжки: электронный или бумажный.
Кто выберет цифровой вариант, получит на руки бумажный аналог. Работодатель же наряду с ведением электронной книжки должен вносить сведения и в бумажную версию. К слову сказать, на иностранных граждан также заводятся электронные или бумажные трудовые книжки и ведётся такой же учёт, как для граждан РФ.
Цель нововведений - разгрузить работодателя и упростить жизнь сотрудника, но пока объём работы лишь возрастает, во всяком случае в переходный период
Взять хотя бы положение о существовании "цифры" и "бумаги", куда необходимо одновременно вносить сведения.
Какие данные должны передавать в базу информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ? Такие же, которые заносили в бумажные трудовые книжки: даты приёма, увольнения или перевода на другую работу, должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение, вид работы, а также причины прекращения трудового договора.
Закон оговаривает ответственность работодателя, если по его вине книжка, либо сведения о трудовой деятельности предоставлены увольняющемуся человеку с задержкой. Руководитель отвечает за правильность формулировок причин увольнения, за нарушение сроков передачи сведений в ПНФ. Если неверная формулировка причины увольнения препятствовала поступлению работника на другую службу, то суд принимает решение о выплате ему среднего заработка за время вынужденного прогула.
Центр правовой информации разместил на своём сайте документы, предоставленные Дмитрием Яковлевым. Они помогут работодателям освоить новую форму работы, избежать грубых ошибок во время формирования отчётности. Например, бланк формы СЗВ-ТД - сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также образец уведомления работника о переходе на электронные трудовые книжки. Инструкции по заполнению документов пока можно увидеть лишь на сайте справочно-правовой системы "Гарант". Свои образцы уведомлений сотрудников о переходе на электронный формат разработали и в Федеральной службе по труду и занятости, и Пенсионном фонде РФ. Какой взять за основу? Вопрос открытый. Также неясно, вносить ли в цифровую книжку сведения о награждении работника, и если да, то каким образом и награды какого уровня: федеральные, региональные, ведомственные?
И не менее важный вопрос: кто будет передавать сведения в ПНФ - работники кадровой службы или бухгалтеры? Дилемма вызвала дебаты, мол, бухгалтеры давно освоили компьютерную программу 1С, а кадровых сотрудников ещё надо обучать. Пока решение задачи отдано на усмотрение руководителей предприятий и организаций. Сомнению не подлежит одно: лица, ответственные за предоставление в ПНФ сведений о трудовой деятельности сотрудников, назначаются приказом руководителя.
Текст: Ирина Коротких
Фото: Андрей Серебряков
Количество просмотров: 3118.