г. Магнитогорск
понедельник, 14 июня 2021

Общество

15.09.2020 в 11:08

Ученые нашли потенциальный признак существования жизни на Венере

В атмосфере Венеры обнаружен фосфин — газ, который вырабатывается некоторыми живыми организмами. Ученые считают, что хотя это и не однозначное доказательство наличия жизни на соседней планете, гипотеза может быть реальной

В атмосфере Венеры обнаружен газ фосфин, который считается биомаркером — признаком возможной жизнедеятельности. Об этом говорится в исследовании, которое группа астрономов во главе с Джейн Гривз из Кардиффского университета опубликовала в журнале Nature Astronomy.

Фосфин (фосфористый водород, PH3) в обычных условиях на Земле представляет собой бесцветный ядовитый газ. В исследовании ученые указывают, что фосфин является одним из соединений, свидетельствующих о потенциальных признаках жизни. Так, в атмосфере Земли он появляется за счет антропогенной деятельности (его используют, например, для консервации) и благодаря жизнедеятельности анаэробных организмов — к ним относятся некоторые бактерии, грибы, водоросли и черви. Иных естественных источников фосфина не так много — среди них молнии, падения метеоритов и вулканическая активность.

Пока ученые не регистрировали подобные явления на Венере в достаточном количестве, чтобы они могли объяснить появление фосфина в атмосфере. Вулканическая активность на Венере, по имеющимся данным, минимальная; молнии в условиях венерианской атмосферы приводят к появлению лишь незначительных объемов фосфина, падение метеоритов может в целом объяснить появление лишь нескольких тонн фосфорсодержащих соединений.

Из этого исследователи делают вывод, что фосфин является наиболее подходящим биомаркером, говорящим о возможном присутствии на Венере живых организмов.

Исследование атмосферы Венеры проводилось с помощью наземного телескопа Джеймса Кларка Максвелла (JCMT) на Гаваях и системы радиотелескопов ALMA в Чили в миллиметровом диапазоне волн.

«Присутствие фосфина в объемах даже нескольких частей на миллиард совершенно неожиданно для окисленной атмосферы, где кислородсодержащие соединения значительно преобладают над водородсодержащими). Мы рассматриваем все сценарии, которые могли бы объяснить появление фосфина с учетом имеющихся знаний о Венере», — говорится в статье. Ученые подчеркивают, что жизнь на Венере является лишь одним из возможных сценариев появления фосфина в атмосфере, и его выявление не следует рассматривать в качестве однозначного доказательства наличия живых организмов на планете.

«Фосфин для человека — это яд, но для микробов это продукт жизнедеятельности. По крайней мере, у нас на Земле это биомаркер — признак живых существ, — подтвердил РБК старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга Владимир Сурдин, — Это не доказательство, но очень серьезное указание на то, что надо продолжать поиски жизни. Совершенно неожиданное. Давно уже махнули рукой на Венеру — там адские условия, температура жуткая, и вдруг оказалось, что там может быть жизнь и что даже, кажется, она проявляет себя какими-то выдыхаемыми газами».

Старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН Николай Железнов в разговоре с РБК также подтвердил, что фосфин может быть признаком жизнедеятельности. В то же время он отметил, что с сомнением относится к гипотезе о том, что фосфин может быть доказательством наличия жизни на соседней планете. «Прежде чем трубить о том, что найдены свидетельства о проявлениях жизни, необходимо пересмотреть все возможные варианты, что то или иное явление связано с обычной природой неживой материи», — пояснил он.

Железнов объяснил, что в соответствии с общепринятыми представлениями жизнь в ее земном представлении не может существовать на поверхности Венеры из-за невыносимых условий. Однако в атмосфере на высоте от 50 до 70 км, условия схожи с земными. «Поэтому говорят, что такой объем фосфина может свидетельствовать о возможной жизни на Венере. Однако надо понимать, что атмосфера не является твердой поверхностью, это динамическая среда, там идут кондиционные процессы, турбулентность. А для зарождения жизни нужна все-таки стабильная среда в течение миллионов лет. Я с большим сомнением отношусь к тому, что этот факт свидетельствует о проявлении жизни», — сказал ученый.

Авторы: Георгий Тадтаев, Майя Бобенко

Фото: NASA / JPL-Caltech / Reuters

www.rbc.ru

Количество просмотров: 812.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ИЗ ДАННОЙ РУБРИКИ

Дорогие земляки!

11.06.2021 в 15:52

00

Сердечно поздравляю вас с Днем России!

Дорогие земляки!

11.06.2021 в 15:50

00

Поздравляю вас с Днём России!

Чистота и красота улиц на контроле

11.06.2021 в 12:36

00

Сегодня на аппаратном совещании в администрации города о санитарной уборке города рассказал Директор МКУ «Управление капитального строительства» Дмитрий Лысиков.

КАЛЕНДАРЬ

2012

январь

ВИДЕО ДНЯ

ММК рассказал о своей природоохранной деятельности на экологическом форуме
Магнитогорский металлургический комбинат принял участие в работе 12-ого Международного форума "Экология". Мероприятие проводится ежегодно с 2009 года и является одной из ведущих общественных площадок, формирующих ориентиры для государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

ФОТО ДНЯ

Внимание! Водителям на заметку
С 11 до 21 июня будет прекращено движение транспорта по улице Суворова на участке от улицы Советской Армии до сквера Консерваторский и по безымянному проезду (в районе развлекательного комплекса «Универсал») на участке от восточной до западной стороны улицы Суворова.

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Команда ММК примет участие в мировом шахматном первенстве

31.01.2021 в 10:13

АНАТОЛИЙ МЯГКОВ (Гость): В клубе настольного тенниса 30 января главный судья мастер ФИДЕ Александр Тюрин провел турнир с полусотней металлургов по швейцарской системе в семь туров десятиминутных партий.
Кубок ММК выиграл кандидат в мастера спорта 59-летний Сергей Кулагин (ООО “ММК-Информсервис”), набравший 6,5 очка из 7 возможных....

Чубайс назвал успех, провал и риск России в электроэнергетике

20.12.2020 в 19:03

Михаил Крупин (Гость): ..., обобрал народ 15-и Республик СССР и на свободе !

На Южном Урале начались выплаты пенсионерам ко Дню пожилого человека

15.10.2020 в 12:00

советчик (Гость): Ирина Михайловна! Советую Вам обратится в Пенсионный фонд, а не в СМИ

ММК установил новый производственный рекорд

В мае текущего года на стане 2000 горячей прокатки Магнитогорского металлургического комбината произведено 534 174 тонны горячего проката, что стало наибольшим показателем месячного производства для данного агрегата с момента пуска.

ПРИШЛИ СВОЮ НОВОСТЬ