г. Магнитогорск
суббота, 5 декабря 2020

Общество

15.09.2020 в 11:08

Ученые нашли потенциальный признак существования жизни на Венере

В атмосфере Венеры обнаружен фосфин — газ, который вырабатывается некоторыми живыми организмами. Ученые считают, что хотя это и не однозначное доказательство наличия жизни на соседней планете, гипотеза может быть реальной

В атмосфере Венеры обнаружен газ фосфин, который считается биомаркером — признаком возможной жизнедеятельности. Об этом говорится в исследовании, которое группа астрономов во главе с Джейн Гривз из Кардиффского университета опубликовала в журнале Nature Astronomy.

Фосфин (фосфористый водород, PH3) в обычных условиях на Земле представляет собой бесцветный ядовитый газ. В исследовании ученые указывают, что фосфин является одним из соединений, свидетельствующих о потенциальных признаках жизни. Так, в атмосфере Земли он появляется за счет антропогенной деятельности (его используют, например, для консервации) и благодаря жизнедеятельности анаэробных организмов — к ним относятся некоторые бактерии, грибы, водоросли и черви. Иных естественных источников фосфина не так много — среди них молнии, падения метеоритов и вулканическая активность.

Пока ученые не регистрировали подобные явления на Венере в достаточном количестве, чтобы они могли объяснить появление фосфина в атмосфере. Вулканическая активность на Венере, по имеющимся данным, минимальная; молнии в условиях венерианской атмосферы приводят к появлению лишь незначительных объемов фосфина, падение метеоритов может в целом объяснить появление лишь нескольких тонн фосфорсодержащих соединений.

Из этого исследователи делают вывод, что фосфин является наиболее подходящим биомаркером, говорящим о возможном присутствии на Венере живых организмов.

Исследование атмосферы Венеры проводилось с помощью наземного телескопа Джеймса Кларка Максвелла (JCMT) на Гаваях и системы радиотелескопов ALMA в Чили в миллиметровом диапазоне волн.

«Присутствие фосфина в объемах даже нескольких частей на миллиард совершенно неожиданно для окисленной атмосферы, где кислородсодержащие соединения значительно преобладают над водородсодержащими). Мы рассматриваем все сценарии, которые могли бы объяснить появление фосфина с учетом имеющихся знаний о Венере», — говорится в статье. Ученые подчеркивают, что жизнь на Венере является лишь одним из возможных сценариев появления фосфина в атмосфере, и его выявление не следует рассматривать в качестве однозначного доказательства наличия живых организмов на планете.

«Фосфин для человека — это яд, но для микробов это продукт жизнедеятельности. По крайней мере, у нас на Земле это биомаркер — признак живых существ, — подтвердил РБК старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга Владимир Сурдин, — Это не доказательство, но очень серьезное указание на то, что надо продолжать поиски жизни. Совершенно неожиданное. Давно уже махнули рукой на Венеру — там адские условия, температура жуткая, и вдруг оказалось, что там может быть жизнь и что даже, кажется, она проявляет себя какими-то выдыхаемыми газами».

Старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН Николай Железнов в разговоре с РБК также подтвердил, что фосфин может быть признаком жизнедеятельности. В то же время он отметил, что с сомнением относится к гипотезе о том, что фосфин может быть доказательством наличия жизни на соседней планете. «Прежде чем трубить о том, что найдены свидетельства о проявлениях жизни, необходимо пересмотреть все возможные варианты, что то или иное явление связано с обычной природой неживой материи», — пояснил он.

Железнов объяснил, что в соответствии с общепринятыми представлениями жизнь в ее земном представлении не может существовать на поверхности Венеры из-за невыносимых условий. Однако в атмосфере на высоте от 50 до 70 км, условия схожи с земными. «Поэтому говорят, что такой объем фосфина может свидетельствовать о возможной жизни на Венере. Однако надо понимать, что атмосфера не является твердой поверхностью, это динамическая среда, там идут кондиционные процессы, турбулентность. А для зарождения жизни нужна все-таки стабильная среда в течение миллионов лет. Я с большим сомнением отношусь к тому, что этот факт свидетельствует о проявлении жизни», — сказал ученый.

Авторы: Георгий Тадтаев, Майя Бобенко

Фото: NASA / JPL-Caltech / Reuters

www.rbc.ru

Количество просмотров: 675.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ИЗ ДАННОЙ РУБРИКИ

Подключиться к видеоконференции может каждый!

вчера в 16:33

00

Сотрудники Госавтоинспекции организовали онлайн-уроки для школьников.

Итоги рейда

вчера в 16:30

00

Сотрудники Госавтоинспекции проверили правила перевозки детей-пассажиров. В ходе рейда приняли участие представители родительского дорожного патруля школ №40 и №67.

Какие выплаты положены семьям?

вчера в 13:35

00

В связи с распространением коронавирусной инфекции управление социальной защиты населения администрации города Магнитогорска сообщает о возобновлении продления выплат семьям с детьми без заявлений и подтверждения доходов до первого марта 2021 года включительно.

КАЛЕНДАРЬ

2012

январь

ВИДЕО ДНЯ

Ледовым городкам - быть!
В Магнитогорске начали строить ледовые городки. Несмотря на пандемию, местные власти решили не отказываться от главного новогоднего украшения парков и площадей. Городков снова будет шесть - по два в каждом районе Магнитогорска, включая его левобережную часть. Городски построют с учётом огранительных мер. Что такое ледовый город в условиях пандемии - пояснит наш следующий сюжет.

ФОТО ДНЯ

В Челябинской области вводят инициативный бюджет. Что это такое и будет ли работать
В Челябинской области появится новая форма взаимодействия власти и общества - инициативное бюджетирование. Накануне депутаты регионального Заксобрания в первом чтении приняли закон о такой форме финансирования важных для местных сообществ проектов. Документ еще будет дорабатываться, но принять его планируют в декабре, чтобы с Нового года начать работу по инициативному бюджетированию. Znak.com почитал проект закона и пообщался с экспертами, чтобы понять, как все это будет работать.

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

На Южном Урале начались выплаты пенсионерам ко Дню пожилого человека

15.10.2020 в 12:00

советчик (Гость): Ирина Михайловна! Советую Вам обратится в Пенсионный фонд, а не в СМИ

На Южном Урале начались выплаты пенсионерам ко Дню пожилого человека

14.10.2020 в 11:02

Ирина Михайловна (Гость): Добрый день, ходила на почту 03.10.2020г.т.к. в июле этого года исполнилось 55 лет, я являюсь предпенсионером, официально я не пенсионер. Из вашей статьи я поняла что попадаю в список получающих эту разовую выплату. Но на почте денег для меня нет. Мой телефон 89090940267, хотелось бы знать эта информация...

Ученые нашли потенциальный признак существования жизни на Венере

15.09.2020 в 19:11

горожанин (Гость): нет, учёные это сказочники-фантасты. ведь их труды кому то нравятся.

ММК установил новый производственный рекорд

В мае текущего года на стане 2000 горячей прокатки Магнитогорского металлургического комбината произведено 534 174 тонны горячего проката, что стало наибольшим показателем месячного производства для данного агрегата с момента пуска.

ПРИШЛИ СВОЮ НОВОСТЬ