Данные по трудоустройству выпускников — новый критерий эффективности вуза (см. врез) — будут собираться Минтрудом от вузов и анализироваться межведомственной группой в августе-сентябре, рассказали «Ведомостям» в Минобрнауки. Какие цифры будут считаться допустимыми, станет ясно после мониторинга, когда, имея на руках данные, межведомственная группа сможет рассчитать средние значения по вузам, пояснили в министерстве. Сейчас по стране, по данным министерства, числятся безработными около 6% выпускников, это те, кто в первый год после получения диплома встал на учет в службу занятости.
Непростой учет
«Введение нового критерия уже вызывает множество встречных вопросов. «Выпускники московских вузов практически не обращаются в службы занятости и чаще других работают не по специальности», — говорит Алексей Чаплыгин, руководитель исследовательской группы»Национальный рейтинг университетов «Интерфакс» — «Эхо Москвы» (НРУ).
«Я бы выделил два основных критерия качества российского образования — это место вуза в международных рейтингах и количество выпускников, которые работают не по специальности», — делится соображениями Нурлан Киясов, советник ректора, исполняющий обязанности директора по развитию Национального исследовательского технологического университета МИСиС.
Правда, учитывать, кто куда устраивается, для вузов оказывается непросто. «Перед самым выпуском студенты оставляют свои координаты — номера мобильных и адреса электронной почты, — рассказывает Сергей Карнилович, начальник отдела практик и профориентации управления образовательной политики Российского университета дружбы народов (РУДН). — Есть часть выпускников — как правило, 10-15%, — связь с которыми по разным причинам теряется. И есть доля тех, кто не отвечает на вопросы наших анкет, — тоже около 10%. Те, с кем поддерживается постоянная связь, тоже не всегда заинтересованы говорить абсолютную правду: например, на старте карьеры некоторые завышают свои зарплаты, а на пике, наоборот, занижают. То же касается должностей».
«Почти во всех российских вузах есть подразделения по работе с выпускниками, но их работа носит формальный характер, — говорит Киясов. — Сотрудники подразделения не видят пользы в постоянном обновлении базы данных, за исключением тех случаев, когда выпускники становятся известными предпринимателями — это полезная для вуза маркетинговая информация. Молодые люди также не понимают выгоды от поддержания связей с вузом».
На Западе с выпускниками работает карьерный центр, который содействует им в трудоустройстве сразу после окончания, а также помогает найти стажировку или оплачиваемую работу part time уже во время обучения. Такая практика позволяет получить практический опыт и, собственно, найти своего работодателя. Зарубежные вузы хорошо понимают, что обучение не является самоцелью студентов и их собственный успех напрямую зависит от карьеры выпускников, говорит Алла Жаворонкова, руководитель представительства Navitas в СНГ.
Ведомости
Количество просмотров: 7956.