В субботу в Москве прошел Общероссийский гражданский форум, на котором российский «третий сектор» - НКО и правозащитники – определяли для страны свою, альтернативную правительственной, повестку дня.
На форум, организованный Комитетом гражданских инициатив Алексея Кудрина, съехались около тысячи человек из всех регионов России, чтобы выработать предложения по участию гражданского общества в развитии страны, или, как выразилась член комитета Ирина Ясина, «сбалансировать вертикаль власти с горизонталью гражданского общества». Магнитогорская делегация – руководитель Общественно-политического центра (ОПЦ) Дмитрий Шохов и эксперт управления информации и общественных связей ОАО «ММК» Семен Веселов – работала на дискуссионных площадках по темам коррупции, гражданского контроля и местного самоуправления.
Модератор дискуссионной площадки «Власть», президент фонда «Индем» Георгий Сатаров поделился ощущением близкого распада «института вертикали власти» и ожиданием «чудесных потрясений» и напомнил о способности российского общества к самоорганизации на низовом, муниципальном уровне – эксперт вспомнил о вечевом духе и практиках местного самоуправления в Новгороде, Смоленске и других русских городах.
- Мы должны быть готовы к тому, что придется брать ответственность на себя и думать о том, как устроить в России власть, начиная от местного самоуправления и заканчивая Конституцией, - заявил Георгий Сатаров.
Председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, отвечая на вопрос Ирины Ясиной о финансовой несвободе российских регионов и городов, вынужденных «отдавать все налоги наверх», обозначил проблему как чрезмерную «централизацию решений» на федеральном уровне.
- Муниципалитеты – первый уровень гражданского общества, и очень серьезный. Это негосударственная власть, самоорганизация. Муниципалитеты имеют некоторую свободу в части введения налогов, самообложения. Почему так сложилось, что средств не хватает? – рассуждал Алексей Кудрин. – Потому что центр считает, что он лучше знает, как проводить реформы. Один из шагов в сторону резкой централизации был сделан, когда появились национальные проекты.
Экс-министр финансов высказался за децентрализацию власти, полномочий и финансов муниципалитетов, что, по его словам, даст городам и районам возможности «для маневра». «Я убежден, здесь нужен серьезный разворот», – заключил Алексей Кудрин.
«Все счастливые семьи счастливы одинаково. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», - так мэр Троицка Виктор Сиднев подвел итоги двухчасовой работы секции «Местное самоуправление», где представители 25 регионов России пытались набросать дорожную карту реформ для федеральной власти и для самих себя.
Час работы секции «Местное самоуправление» ушел на создание списка проблем. Их участники форума записывали на карточки, которые для наглядности клеили на стену, группируя по тематическому принципу – деньги, полномочия, кадры, гражданский контроль. Самым длинным, растянувшимся в человеческий рост, оказался, разумеется, финансовый столбик.
«Мало денег», – кратко комментировал итоги первого часа Виктор Сиднев, глядя в журналистскую телекамеру. Следующий час участники секции определяли, как и можно ли в заданных условиях выстроить жизнь муниципалитета «снизу», имея в руках то, что имеем. «Как сделать имитационный институт местного самоуправления, встроенный в вертикаль власти, реальным? Вот вопрос», – записали в «маршрутном листе», выданном организаторами.
Исходя из возможностей, данных 131-м федеральным законом, участники форума искали нехоженые пути к самоорганизации местных сообществ и способы влияния граждан на жизнь в своем городе.
– У нас с вами есть власть в виде органов местного самоуправления и есть гражданское общество – НКО, общественные организации, неравнодушные граждане. Допустим, власть обращается к гражданам: уважаемое гражданское общество, мы делимся с вами частью полномочий, формируем заказ на определенный вид деятельности (пусть это будут, например, проблемы экологии), финансируем ее и упрощаем отчетность. Люди сами решат, что и как лучше сделать, куда направить средства. Если федеральная власть оставит муниципалитетам хотя бы небольшой процент собираемых налогов, города смогут формировать бюджет для подобных проектов и направлять деньги на поддержку гражданских инициатив снизу, – рассуждали участники дискуссионной площадки. Тут же вспомнили, что есть «спящие» финансовые механизмы, которыми муниципалитеты не пользуются – например, введение дополнительных налогов. Их использование могло бы сформировать у жителей и бизнеса «привычку» инвестировать в развитие собственного города и, соответственно, определять приоритеты нужд и точек развития городской среды.
Обсуждали, кроме того, возможности введения местной полиции и избрание путем голосования ее руководителя, уменьшение размера избирательных округов и сокращение электоральных циклов, меры гражданского контроля и другое. Но, пожалуй, о главном, подводя итоги, сказал наш земляк, житель села Хомутинино Увельского района, вице-президент Ассоциации сельских поседений РФ Юрий Гурман: «Мы обозначили огромное поле проблем. Потом попытались его уменьшить. Но поняли – ищем там, где светло, а не там, где потеряли. Потому что потеряли мы, прежде всего, в смыслах и ценностях. А ценностью для нас является то, что написано о местном самоуправлении в Конституции РФ и Европейской хартии о местном самоуправлении. Мы переняли в практику управления муниципалитетов советские модели, пассивные модели. Бессмысленно обсуждать меры, которые от нас не зависят – что должны делать Госдума, правительство или региональная власть. Никто ничего делать не будет, пока мы внизу не начнем что-то делать сами».
– У местного самоуправления самого пока нет четкой ясности, зачем оно нужно, – сказал, подводя итоги, Георгий Сатаров. – Но муниципальный уровень – это то, что в демократических странах называется настоящей политикой. Настоящее участие, интерес к местным выборам появляются, когда люди вовлекаются в решение актуальных для их повседневной жизни вопросов. Не будем забывать, что мы, граждане России, есть главный носитель и источник власти в стране.
Количество просмотров: 7046.